Что нужно знать и уметь, чтобы быть экспертом? От чего важно отказаться, чтобы оставаться крутым экспертом?
Шаг 1. Исследовательский
Прежде всего, нужно очертить области своей профессиональной деятельности и посмотреть, где ты силен, а про что вообще только слышал краем уха. Обязательно почитать на свою профессиональную тему 3-5 авторских книги, свериться, точно ли все говорят про то, что вы обозначили, как зоны своего роста.
Обычно я задаю вопрос в интернете, нахожу толковую справочно-информационную статью, читаю ее и смотрю на какие источники ссылается автор. Вот эти то первоисточники и требуют изучения по теме. Итак, мы теперь точно понимаем, что нужно изучить, поделать, понять по своей профессии. Дальше можно нарисовать что-то вроде Колеса Баланса, где каждая хорда обозначает какую-то сферу деятельности в вашей профессии.
Например, для себя, как для HR-эксперта я бы обозначила вот такие сферы:
Теперь надо расставить свои значения, то, насколько в той или иной сферы вы, на ваш непредвзятый взгляд, сильны. Это, конечно, самооценка, но если вы критически подходите к этому вопросу, все получится. Итак, вторая диаграмма может выглядеть так:
И так вы можете увидеть вполне наглядно, свои зоны роста: это промежуток между синей и красной линией. Выбираете 1-2 сферы в которой начнете развиваться прямо сейчас: обычно я это делаю под задачи, которые передо мной стоят, и ищите литературу на эту тему, статьи, в том числе зарубежные.
Шаг 2. Накопительный
Мало читать на тему, надо обязательно отработать ее, проверить на практике, как это работает, увидеть несуразности и адаптировать под практические действия. Так накапливается опыт. Если у вас нет таких задач, придумайте себе их сами. В организации всегда найдется чем заняться, заодно проявите инициативу.
Шаг 3. Аналитический
Поделали, попробовали? Много уже знаете? Сядьте и обобщите свой опыт, сформулируйте закономерности и правила, а также ваши открытия. Напишите пару статей на эту тему. Это поможет увидеть слабые и сильные стороны вашего подхода, обменяться мнением с коллегами, проверить на других правильность своих выводов.
И вот так по всем сферам своей профессиональной деятельности. В конце концов, вы закроете все области в своем Колесе Баланса.
А теперь про то, что потом. Чтобы быть по настоящему крутым экспертом, надо чтобы за этим Колесом Баланса появилось следующее. Потом еще. И следующее. И еще)))
То есть, все время учиться. Это первое. Второе: не костенейте в своем мнении. Даже если вы все проверили, все знаете и умеете и это работает, все равно прислушивайтесь к мнениям на эту тему, сверяйте свое с реальностью и вносите время от времени корректировки. И третье: будьте больше делателем, чем знателем)) Всегда лучше криво делать, чем просто знать как делать.
Вот так и получаются настоящие знатоки своего дела. Профессионалы с большой буквы. И обязательно помогайте другим, делитесь! Да пребудет с вами сила науки!
Елена Машукова,
HR-эксперт, аналитик компании
Дмитрий Чуприна & Партнеры