Система мотивации сотрудников

17 декабря 2019 Юлия Шатило
Система мотивации сотрудников

Система мотивации сотрудников — это крайне важная тематика, которая всегда интересна, как собственникам бизнеса, так и HR менеджерам в любой компании.

Для начала раскроем вводные дефиниции, например, что такое мотивация, удовлетворённость трудом, стимуляция и как делать систему мотивации для разных групп сотрудников. А также, как это может выглядеть и из чего, вообще, может состоять заработная плата сотрудников.

Начнём с того, что мы с вами подумаем, что именно мы подразумеваем, когда говорим «мотивация». На самом деле, кто-то говорит про внутренние побуждения, кто-то говорит о том, что это система, схема, когда мы мотивируем сотрудников. А кто-то говорит, что это когда есть мотив. Так, само понимание мотивации, когда мы говорим это применительно к персоналу, очень многогранно. И здесь нужно провести дефиниции.

«Мотивация» — понятие и сущность…

Так, когда мы говорим про систему мотивации, мы имеем ввиду такие методы, когда мы расставляем разные части заработной платы в соответствии с тем, что мы хотим получить от наших сотрудников. Когда мы говорим: «Ты достигаешь цели и получаешь денежку, ты делаешь определенные задачи, закрываешь вакансии, развиваешь направление и получаешь за это дополнительные деньги. Плюс, ты стал лучшим в компании и получаешь путёвку». Ты сделал что-то полезное для компании и тебя похлопали по плечу – это, по сути, тоже действие системы мотивации. Косвенная нематериальная мотивация. То есть, система мотивации включает в себя такое понятие как «системный подход» к тому поведению, которое выгодно и нужно нашей организации.

Система мотивации сотрудников

А если говорить о самом понятии «мотивация», то здесь скорее – это моё внутренние побуждение на то, чтобы что-то сделать. Мне часто задают вопрос: можно ли возбудить у сотрудника мотивацию к его работе, если он пришел без неё? Здесь, на самом деле, достаточно сложная задача и мы обязательно коснёмся этого вопроса, потому что в системе мотивации предусмотрено, что человеку интересно заниматься той деятельностью, которой он занимается. А если человеку что-то не интересно, то мотивировать его бесполезно. Если он загружен, или имеются ещё какие-то проблемы, то как бы ты ни прыгал перед сотрудником, размахивая деньгами, навряд ли из этого что-то получится.

Читайте также:  Оценка персонала, как система: зачем нужна аналитика?

Помимо мотива есть еще и стимул…

Есть ещё такая штука, которая называется «стимул». Стимуляция – это какой-то внешний стимул, который мы даем для того, чтобы человек что-то сделал. У него не обязательно будет присутствовать интерес к этому. Это работает, но на краткосрочной перспективе. Для того, чтобы ваши сотрудники были долгосрочно замотивированы и хотели делать то, что нужно вашей организации, их побуждения должны идти изнутри. Крайне сложная задача. Допустим, мы смотрим на систему найма: мы определили компетенции действующих сотрудников, сделали всё, чтобы мерить все, что нам необходимо. Участие кандидатов минимально, они там – объекты. Но, если мы говорим про систему мотивации, то здесь вам нужно построить такую систему, которая будет работать на внутренние побуждения сотрудника, то есть, она опосредована через личность сотрудника.

Система мотивации сотрудников не должна быть индивидуальной, невозможно подстроится под всех людей…

Теперь посмотрите сколько разных личностей у вас в компании и, соответственно, поймите сложность этой задачи. На самом деле, я не рекомендую делать так, чтобы система мотивации была очень индивидуальной, потому что невозможно подстроится под всех людей. Но можно определить критерии, по которым мы сможем дифференцировать людей и рассказывать, что им нужно делать в компании, чтобы зарабатывать много денег.

Система мотивации сотрудников

Прежде чем мы продолжим эту тему, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что в вашей компании есть три уровня сотрудников.

  1. Операционисты – люди, которые делают операции на нижнем уровне организации. Это фронт-офис, специалисты бэк-офиса, люди, которые делают ежедневные операции и у них практически нет поля неопределённости.
  2. Тактики – это люди, которые знают цели компании, определяют для операционистов поле работы. Это менеджеры среднего звена.
  3. Стратеги – это люди, определяющие «звезду компании». Это те, кто говорит: «Идём туда, зарабатываем на этих продуктах, делаем это».
Читайте также:  Экономические выгоды от системы обучения

Соответственно, мотивация сотрудников будет очень тесно связана с тем уровнем, который занимает сотрудник.

Система мотивации сотрудников тесно связана с уровнем, на котором находится сотрудник…

Давайте посмотрим на стратегов. Это ключевые сотрудники, СЕО, Топ-менеджмент, генеральные директора. Это люди, которые в ситуации неопределённости из большого количества выборов выбирают нужные варианты развития событий и реализуют их в жизни. У них очень большое пространство неопределённости, они действует на свой страх и риск, они придумывают какие-то пути развития, они буквально могут из воздуха сделать бизнес.

Для тактиков, находящихся ниже, уже должен быть задан коридор. Тактиком показывают цель, но не говорят, как делать. Тактики разворачивают операционно-тактический план – они рассказывают, как мы будем достигать тех целей, которые спустили вниз стратеги.

У операционистов на нижнем уровне компании вообще не должно быть полей неопределённости. Это биороботы, живой конвейер, который должен каждый день делать те задачи, которые нужны.

По сути, схемы мотивации, применяемые к этим трём уровням сотрудников разные.

Если мы говорим про стратегов, то, конечно, у них есть окладная часть, есть переменная часть ежемесячно или ежеквартально. Основа – это бонусы. Бонусы от того, как сработала компания, каких результатов достигла. Здесь может быть работа «за будущее», работа за то, что когда-то будет хорошо. Бонусы этих людей могут быть растянуты в периоде 1-3 года.  Также эти люди опираются на фактическую стоимость компании, на то, что они сделали для её капитализации.

Система мотивации сотрудников: стратеги…

Расчёты их системы мотивации могут строиться на очень серьезных цифрах относительно положения компании на рынке, её валового дохода, чистой прибыли, того, как она развивается и растёт. Здесь мотивация людей долгосрочная. Она предусматривает, что человек может ждать свои бонусы годами, но он обязательно их должен получить. Когда вы разрабатываете систему мотивации для стратегов, здесь очень важно вычленить, как их работа влияет на положение компании на рынке с разных сторон и, соответственно, определить маркеры, которых они должны достичь, прежде чем они получат свои бонусы.  

Читайте также:  Найм сотрудников: что делать после модели компетенций?

Система мотивации сотрудников: тактики…

Теперь, что касается тактиков. Здесь бонусы должны быть более краткосрочными. Это могут быть внутренне проекты, проекты по улучшению подразделения, с которым они работают, это могут быть расширение присутствия на рынке. То есть, что –то кроме той тактической деятельности, которую они ежедневно контролируют. Поэтому здесь может быть оклад, ежемесячная переменная часть и какие-то квартальные бонусы. Возможно, это тоже будет годовой бонус, если вы хотите, чтобы работали системы на удержание, чтобы все отвечали за какие-то долгосрочные планы.

Система мотивации сотрудников: операционисты…

Операционисты – это люди, которые работают с постоянно повторяющимися задачами. С ними дело обстоит следующим образом: чем короче их система оплаты труда, тем лучше. Мы делали систему оплаты для торговых агентов и умудрились рассчитать еженедельные выплаты бонусов. Это было очень хорошо для них. Короткие деньги – побегал неделю и тут же получил деньги на руки.И, в соответствии с коэффициентом выполнения плана мы выдавали бонусы. Так, это принесло очень хороший эффект, потому что чем короче деньги для операциониста, тем яснее для них выглядят цели. Конечно, для операционистов не может быть никаких годовых бонусов, если только они не участвуют в каком-то большом и хорошем деле.

Елена Машукова,

HR эксперт и аналитик

международной консалтинговой компании

«Дмитрий Чуприна & Партнеры»