– Почему вы сидите и ничего не делаете?!
– Всё, что не делается, – всё к лучшему!
Пожалуй, самый большой страх, который присущ человеку, – страх неизвестности, или страх перед новизной. Возникающую в таких случаях стрессовую ситуацию все мы за редким исключением склонны избегать – отвергать напрямую или косвенно: через возникшие обстоятельства, случайные недоразумения… По мнению психотерапевтов, они вовсе не случайны, а демонстрируют неготовность человека к переменам. Скрытый протест выражается и в том, что человек зачастую откладывает дела на потом, до последней минуты. Не решаясь приступить к необходимым шагам, он ведёт себя так, будто у него вся вечность впереди: болтает с друзьями, сидит в соцсетях, читает развлекательную литературу, заигрывается онлайн. В общем, делает всё возможное, чтобы отстранить время (или бремя?) ответственного действия. Почему же происходит эта ситуация под страшным названием «прокрастинация»? И так ли она страшна, как её малюют?
«Ленивые» трудоголики
Лень родилась раньше человека. С этим утверждением трудно поспорить. Но разве лень побеждает любую мотивацию и растёт на опережение каждого нового стимула? Трудоголики, к примеру, могут не согласиться и даже возмутиться: «Как же так! Мы ведь работаем постоянно!» Однако в трудоголизме, как и всяком «-изме», тоже заложен механизм отклонения (то есть та самая прокрастинация) от принятия каких-то решений, куда более важных и пугающих для трудоголиков, чем сверхзанятость. Например, связанных с переменами в личной жизни. И постоянная гонка за профессиональным статусом приходит на помощь от неприятных мыслей о собственной несостоятельности в сфере чувств. Страх (а не лень!) перед ответственным решением (сделать признание любимой, поработать над конфликтами в семье) заставляет человека с головой погружаться в работу, где он чувствует себя в большей безопасности: там всё поставлено на ровные рельсы, всякое действие приводит к ожидаемому результату, там он царь и Бог, а не «тварь дрожащая».
Такой же страх перед опасностью новых решений ослабляет карьерные амбиции человека, который предпочтёт роль трудолюбивого исполнителя, лишь бы не увеличивать долю ответственности в своей компании или открывать собственный бизнес. В общем-то ничего дурного в этом нет, если способности и потребности у человека идут на равных и самореализация в профессии полная. Как говорилось в фильме «Москва слезам не верит»: «Не все хотят быть начальниками».
Поэтому прежде чем ставить своим нерадивым подчинённым диагноз «прокрастинация», любому руководителю не помешает выяснить, действительно ли работник ленив или безответственен? Может, просто задания не соответствуют настоящим талантам сотрудника и его спецификации?
Лекарство против страха
Обратите внимание на промелькнувшее ранее слово «безопасность». Безопасно – это когда всё известно, когда комфортно, привычно и потому спокойно. А новое действие, никогда ранее не принимаемое решение или, возможно, принимаемое, но с негативными последствиями, – это небезопасно. И это просто жуть как страшно! Поэтому загонять паникера, стращая его «болезнью века» прокрастинацией и не менее злым «лечением» – тайм-менеджментом, – не всем одинаково полезно. Представьте, что у человека, извините, запор. И перед его носом ставят рулон с туалетной бумагой и таймер. Поможет, думаете?
Из иррациональной психологической ситуации и выход должен быть немного «ку-ку». Ниже приводятся некоторые магические стимуляции, которые позволят смягчить ощетинившегося работника. И привести его в состояние, когда он с радостью проявит смелость и решимость.
Ты начальник – я дурак
Заставить человека сделать необходимое можно хитростью. Не обязательно грубо льстить, но обратить внимание на его сильные качества – хороший ход. Признайте, что в деле он более компетентен, чем вы сами и все остальные, и «ленивец» горы сдвинет! И свою работу выполнит, и вам поможет. И уже с высоты собственных свершений мимоходом осилит новые проблемы. Не до испуга ему – на кону репутация нового Сверх Я! К самомотивации этим методом тоже не грех прибегнуть. Говорят, человек тогда сильнее, когда оказывает помощь кому-то. Так что уверенный настрой себе можно вернуть, взяв кого-нибудь под своё покровительство.
Мой лучший ученик!
Практически идентичный ход, но тут решает дело ваш личный авторитет. Если работник или студент его признает, можно выписать похвалу авансом – доброе слово авторитета и кошке приятно, что уж говорить о тех, чьи заслуги еще только в пути. Не сомневайтесь: у «вашего лучшего ученика» появится больше стимулов и сил, чтобы справиться с работой, чем у понукаемых «крепостных». Ученик превзошёл мастера! – на какую-то работу можете отозваться вы. И тут же подать новую задачу, как само собой разумеющуюся: «Переход на следующий уровень совершён». Каждый пройденный этап и встреча с новым, отмечаемые вашей похвалой, снизит уровень стресса при взгляде на ещё «не окученные грядки».
Ах, каким я был орлом!
Как мотивацией, так и самомотивацией могут стать воспоминания о временах, когда человек был «на коне». Напомните о них, не жалейте эпитетов и деталей, воссоздавая картинки из прошлого. Для усиления эффекта подключите внешние атрибуты: в ход могут пойти музыка, которая сопровождала моменты «полёта», блюда «со стола чествуемого победителя», записи, фиксировавшие «стахановские» достижения. Знакомые звуки, вкус и визуальный ряд заставят человека ощутить себя тем, прежним, отличником и укрепят уверенность в себе. Хороши все средства, кроме упоминаний о трудностях того времени.
Весёлые старты
Чувству страха противостоит азарт. Используйте соревновательный момент среди работников, отмечая достижения каждого системой знаков: цифрами, цветами флажков… «Отметины» должны быть публичными. Отличный пример этого метода известен всем хорошим руководителям, как «Отче наш», по следующей истории: «Умение создавать дух соперничества в своих рабочих не раз помогало Чарльзу Швабу добиваться грандиозных успехов. Однажды в одном из цехов завода сложилась такая ситуация, когда подчиненные перестали выполнять даже сменное задание. Не помогали ни уговоры, ни выговоры вышестоящего начальства, рабочие просто не желали хорошо работать. Тогда Шваб зашел в цех в конце смены и попросил мел. Он прямо на полу написал количество ковок, которое выполнила эта смена, и вышел. Новая смена, конечно же, поинтересовалась, что означает данная цифра, записанная на полу.
Когда Шваб зашел в цех на следующее утро, он увидел, что вчерашняя цифра возросла на единицу; другими словами, ночная смена оказалась проворнее дневной; это, естественно, не понравилось пришедшим утром рабочим. Они постарались превзойти своих ночных коллег. В результате этого соревнования рабочие не только стали выполнять почти в два раза большее количество плавок, но и обогнали по выработке рабочих всех остальных цехов».
Хочу всё знать!
Любопытство также помогает преодолевать тяготы новых свершений, а то и сподвигать на них. Далеко за примером ходить не буду, возьму свой. Обладая уже в институте журналистской дотошностью и внимательностью, я нередко ловила преподавателей на несоответствиях в объясняемых предметах. Не понимая, какому же слову верить, – из печатных источников или устных, порой забиралась в дебри всех возможных трудов, описывающих эти противоречивые законы. Потому что, не перелопать я всю эту гору, рисковала оставаться невеждой в глазах учителей, взбешенных моими «не понимаю». Зато, помимо потрепанных спорами нервов, вынесла из студенческих лет с лёгкостью завоёванный красный диплом. Обошлось без тяжкого бремени нудной зубрёжки!
Отсюда вывод: только знания, добытые собственным трудом, придают человеку уверенности в себе. А ведь именно такие и прокладывают дорогу к успеху в своем деле!