Когда нет времени, первое что приходит в голову – дать свою работу тому, у кого времени больше, а денег меньше, чем у Вас. Соответственно, Вы готовы выменять свои деньги на время специалиста. Типовой закон ценообразования – несогласие в стоимости приводит к согласию в цене. Для Вас время стоит дороже, чем его продают специалисты на рынке. Не то, чтобы можно было пойти и купить пять с половиной часов дополнительного времени и прибавить к 24 часам в сутках, но свою работу можно распределить среди консультантов, способных ее выполнить за определенную сумму.
Как вы уже поняли, речь пойдет о делегировании работы и привлечении консультантов для решения ваших проблем в бизнесе. Казалось бы, что тут сложного? Объявили тендер, нашли подходящую консалтинговую компанию, заключили договор, и, в результате, сэкономили свое драгоценное время и работу сделали. Но не все так просто. В процессе работы с консалтинговыми компаниями часто сталкиваются с рядом проблем, которые губительно сказываются на выполненной работе и распределении времени. Теперь будем пугать Вас постепенно – от небольших проблем до колоссальных.
1. «Проблемы индейцев шерифа не волнуют». Часто возникает ситуация, когда результаты работы даже после четкого целеполагания не соответствуют требованиям заказчика. Например, торговая компания, заказав услуги реорганизации учета, четко поставила условия оплаты труда, которые должны быть заложены в проект. Условия подразумевали, что сотрудникам отдела продаж будет выплачиваться заработная плата по принципу: основная часть, плюс надбавка за выполнение плана, и увеличение клиентской базы. Однако уже по завершению проекта заработная плата была одинаковой для каждого менеджера по продажам, чем напрочь рушила систему мотивации в компании. Таким образом, даже достигнув общей цели, консультанты иногда принимают решения, которые не предусматривают конкретно поставленные задачи. Занимайтесь вы этой задачей самостоятельно, естественно, предусмотрели бы этот момент, и в последующем не тратили бы время на корректировку работы. В итоге не сэкономили время, а только попусту потратили.
2. «Официант, а подайте-ка мне чего-нибудь специфического!» Не редко возникает ситуация, когда сторонний специалист, обладая опытом в вашей области, не знает специфики вашего бизнеса. И как результат его работы – он не столько занимается работой, сколько ее изучением. Это равносильно тому, что Вы бы наняли нового молодого сотрудника с соответствующим образованием, обучали бы его работе конкретно в вашей компании. Зачем тогда нужна работа консультанта? Например, в компанию, занимающуюся мелкими оптовыми продажами металлопроката, был привлечен специалист для оптимизации складского учета, однако вместо выполнения основной работы, специалист большее время разбирался с основными поставщиками и типом металлопродукции, вместо того, чтобы заняться оптимизацией складирования металлопроката и организацией документооборота. В итоге, консультант и Вы попусту потратили время. Вы понадеялись, а он надеялся, что знает все.
3. Дежа-вю (прим. фр. «уже видели»). Зачастую специалисты, выигрывая ваш тендер, за счет уже имеющегося опыта решения аналогичных проблем вместо работы над вашей проблемой применяют уже заранее готовое решение, не учитывая никакой специфики. Так например, в компании был случай, когда вместо разработки программы создания дочернего предприятия схожей направленности был предоставлен анализ, в котором содержалась информация по абсолютно другой отрасли. Так, в торговую область были намешаны производственные показатели, и рекомендации по увеличению производительности вспомогательных станков в цехах, которых не было и в помине. Тут компания рискует потерять и время и деньги, а консультант – репутацию.
4. Вишневый сад. Бывает ситуация, когда Вы уже приступили к работе по решению проблем вашего бизнеса, например, организацию управленческого учета или переработку кадровой политики, но из-за нехватки времени Вы вынуждены обратиться за помощью к консультантам. И довольно часто возникает проблема, заключающаяся в том, что консультанты отказываются доделывать вашу работу, и взамен предлагают начать все заново. Тут уже на первоначальном этапе взаимоотношений с такими консультантами вы теряете свое время, которое потратили до этого на выполнение работы самостоятельно. Да и задумайтесь, стоит ли без веских оснований начинать работу сначала, и каков уровень квалификации консультанта, если он не может разобраться в уже существующей ситуации и предлагает начать все с чистого листа? В общем, одни потери времени, сил и средств. Вишнёвый сад вырубить, а землю дачникам в аренду…
5. «Советы как касторка: давать нетрудно, принимать неприятно» (Г. Шоу) Вы наверняка часто встречали людей не скупых на советы, и знаете, что они больше раздают советов, чем что-то делают. Часто консультанты способны завалить Вас советами, как решить проблему в сложившейся ситуации, но не предпринимают действий для решения самой проблемы. Так, при модернизации управленческой системы и переходе с 1С Предприятия 7.7 на 8.2 возникла проблема несоответствия складских регистров и отчетов по ним. Консультант создал огромное количество запросов в программе, способных показать это несоответствие, однако не решил самой проблемы. Как видите, на одних советах далеко не уедешь, а времени и средств потерять можно много.
6. «Не обманывайтесь своим календарем. В году столько дней, сколько вы можете использовать. Так, в году одного человека всего 7 дней, в году другого – 365». (Чарльз Ричард) Когда консультант устанавливает сроки выполнения поставленной задачи, он берет на себя обязательство выполнить все в срок. Однако, зачастую в поставленные сроки работа не готова даже наполовину. Тут виной выступает непонимание консультантом поставленных задач, и его недобросовестность. Чтобы избежать этой скрытой угрозы потери времени, устройте своему консультанту промежуточный контроль, и заложите этот принцип в условия договора.
Завершая статью, скажу словами Камю А.: «Время идет медленно, когда за ним следишь… оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно, даже, что существует два времени: то, за которым следим, и то, которое нас преобразует».