Как написать бизнес-план?

Как написать бизнес-план?

Бизнес-планом называют документ, в котором отражается вся деятельность будущей фирмы, источники доходов и возможные расходы. Залогом успешного предпринимательства является грамотно составленный бизнес-план. 

В рамках программы “Дорожной карты бизнеса-2020” (ДКБ) АО “Фонда развития предпринимательства “Даму” в Казахстане был запущен конкурс среди топ-менеджеров и владельцев малого и среднего бизнеса на лучший бизнес-план. По этой программе предприниматели могут ознакомиться с основами ведения собственно бизнеса, а победитель отправится на стажировку за границу.

Но с чего начать? Как правильно написать бизнес-план?

Для начала необходимо оформить титульный лист бизнес-плана, на котором должны присутствовать такие элементы, как: полное название фирмы; фамилия, имя отчество руководителя данной организации; срок, на который рассчитан данный план; дата составления бизнес-плана и контактные данные фирмы.

1. В бизнес-плане должны обязательно быть выводы. Их нужно написать в последнюю очередь, но именно выводы должны быть первым пунктом любого бизнес-плана. Выводы нужно писать кратко — не более 2 страниц. Это та единственная часть, которую большинство потенциальных инвесторов будут читать в первую очередь. А прежде всего инвесторы захотят узнать информацию о размере кредита, предполагаемых сроках погашения, для какой цели он Вам нужен, кто еще кроме них собирается инвестировать в проект, а также, какие у Вас есть собственные средства.

2. Второй пункт бизнес-плана — цель, идея и факторы, оказывающие влияние на ее реализацию. Опишите все возможные факторы, которые способствуют продвижению: отсутствие предполагаемой торговли конкурентов рядом с Вашим местом, какие-либо другие положительные моменты, которые позволят бизнесу успешно развиваться.

Здесь нужно рассмотреть следующие факторы:

— организационные (какая у вас будет организационно-правовая форма, указать наличие собственных или арендованных помещений);

Читайте также:  Поставьте свои деньги на автопилот

— маркетинговые (маркетинговый комплекс, место расположения, рынок, его сегмент, возможные конкуренты);

— технические (все производственные фонды: состояние, ресурсы);

— финансовые (имеющиеся средства);

— кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько хорошо идея отвечает знаниям, идеям и умениям предпринимателя).

3. В плане нужно обязательно указать тип предприятия: будет ли фирма зарегистрирована как ТОО или Вы предпочтете выступать как индивидуальный предприниматель. В отчете должна присутствовать вся необходимая информация о количестве средств, планируемых вложить в дело, а также о предполагаемом сроке окупаемости.

4. Следующий пункт бизнес-плана — характеристика продукции. Здесь нужно подробно рассказать о том, чем именно Вы планируете торговать, о стране производителе данных изделий, чем Ваш товар будет выгодно отличаться от продукции конкурентов, какую цену Вы планируете установить.

Очень важно подчеркнуть уникальность услуг или продукции. Это можно выразить в различной форме: новые технологии, качество товара, низкая себестоимость и другие особенные достоинства, удовлетворяющее запросам покупателей. Укажите возможность совершенствования данных услуг или продукции.

Инвесторы неохотно сотрудничают с компаниями, специализирующимися на единственном виде продукции, при этом, не имея никаких доказательств возможности его совершенствования.

5. Укажите все предполагаемые расходы и доходы. Тщательно пропишите, сколько денег Вы готовы потратить на реализацию данного проекта, предполагаемые темпы продаж, как эти темпы можно будет увеличить. Не забудьте также оставить около 20% расходов на различные непредвиденные траты, которые возникнут неизбежно.

6. Раскройте в своем бизнес-плане последовательность будущих действий.Например, как будете регистрировать организацию, какое помещение возьмете в аренду, опишите договор об оптовых поставках Вашего товара, как планируете подбирать персонал, какие будете проводить рекламные кампании и т.д.

Анализируя вышенаписанное, можно составить оптимальную структуру бизнес-плана, которая будет включать следующие части:

Читайте также:  Конкурентное сотрудничество

• Резюме (определить цель, расписать задачи, описать суть будущего бизнеса)

• Описать продукцию и разобрать моменты, связанные с ее выпуском

• Анализ рынка

• Составить план маркетинга и производства

• Планирование управления персоналом и формы оплаты

• Указать источники и объем требуемых финансовых средств и ресурсов

• Оценка риска

• Детальный финансовый план (бюджет)

Инвесторов всегда интересует вопрос о том, как бизнес гарантирует качество своих услуг или продукции? Чтобы избежать неприятных моментов, кратко поясните, как будет организована система выпуска продукции, и каким образом будет осуществляться контроль над производственными процессами.

Кроме этого, инвесторов интересует вопрос об осуществлении контроля над основными элементами, которые входят в себестоимость продукции (заработная плата, сырье, материалы и т.д.).

В данном разделе также должны найти отражение те вопросы, которые связаны с числом основных поставщиков, со сроками поставок и насколько быстро выпуск продукции может быть увеличен или, наоборот, сокращен.

Если у Вас возникнут сложности с составлением плана, Вы сможете обратиться в специальные организации, где Вам помогут разработать этот документ, а Вы успешно начнете предпринимательскую деятельность. Любой бизнес-план имеет свои особенности с учетом специфики бизнеса, и надо понимать, что не существует панацеи от всех проблем, можно руководствоваться общими принципами, но разрабатывать план нужно индивидуально для каждой организации.