Почему стартап? Потому что это новое, то, что мы до этого не делали раньше. И мало того сделать «Start». Нужно ещё сделать «Up» так, чтобы получить именно те результаты, которых мы ожидали в момент зарождения и вынашивания идеи.
Откуда берутся новые идеи для проектов или создания супер продуктов? При ответе на этот вопрос предпринимателей ожидает первый подводный камень. Нашим предпринимателям всё ещё кажется, что они могут выдумать «супер-продукт», которого нет на рынке, но который при появлении будет моментально востребован потребителями. Это миф! Такое возможно только при дефиците, вызванном неэффективной плановой экономикой или в переходном периоде к рыночной экономике. В устоявшейся рыночной экономике свободных ниш нет. И появление нового «супер-продукта» может быть только в результате тщательного маркетингового анализа нужд потребителей, которые возникают в процессе познания новых сфер в их жизни деятельности. Новый бизнес возникает в зонах пересечения различных сфер внутри неоднородных интересов потребителей.
Как начать новое? Каждый из нас может увидеть новое, если наш взгляд способен увидеть границы различных систем, увидеть изменения, которые происходят на границах пересечения их интересов, и представлять их будущее поведение. Новое способны представить те, кто обладает системным взглядом, способные увидеть весь интересующий его рынок в целом и предсказать поведение его субъектов.
Давайте вспомним возникновение Интернета как бизнеса. Сначала это была чисто военная разработка Пентагона, потом о проекте узнали в гражданской сфере, и начался бум Start Up коммерческих информационных ресурсов. Уже после этого, термин Start Up стали применять во всех других отраслях. Способные к новому люди, были всегда и везде. Идеи возникают в организациях на самых разных уровнях. Если это лидер, то всё просто, он задаёт направление, и все стараются понять и приложить усилия для того, чтобы идея претворилась в жизнь. А если нет? То всё зависит от того насколько ясно и чётко представлена идея. Чем более реалистично её выполнение и ясны результаты, тем выше шансы на то, что идея будет принята. Но если эта идея выходит за рамки мышления тех, с кем её пытаются разделить, то её ценность так и не будет использована.
«Железный» треугольник ограничений! Вершины этого треугольника — «Ценность», «Сложность», «Сопротивление». Самым ярким примером такого Start Up может быть «Большой адронный коллайдер». Огромная ценность экспериментов, способных сделать революцию в области энергетики, — невероятная сложность и сопротивлении мировой общественности перед непонятным, дорогостоящим и опасным, по их мнению, проектом. Чем сложнее бизнес-проблема, тем больше ценности содержит её потенциальное решение, и тем меньшее число людей способны это понять, чтобы оказать сопротивление соответствующей новаторской идее.
Если что то не понятно, то это вызывает в человеке неопределённость. Люди боятся неопределённости, это главный мотив любого сопротивления. Это второй камень, который может похоронить любой Start Up. Причина этой проблемы кроется в том, что предприниматели считают, любой новый бизнес начинается с его целей. Это фатальная ошибка, которая делает любой бизнес и любую хорошею идею неэффективными. Хороший бизнес начинается с миссии. Мало того, что миссия должна быть адресована потребителю, она должна быть понятна ему и соответствовать его ценностям. Чтобы избежать неопределённости, миссия должна быть описана в виде достаточного количества ясных сценариев, из которых будут понятны контекст, цели и задачи.
Стратегии пишутся не для того, чтобы им следовать как догме. Стратегия создаётся для того, чтобы мы могли совместно действовать в достижении общей мисси и целей при изменяющихся условиях, дефиците информации и других ресурсов. Если мы способны мыслить системно, то не исключаем из сценариев своей стратегии потребителей и других субъектов рынка. Сценарии стратегии должны быть ясными, в высокой степени осуществимыми и привлекательны своей новизной. Стратегия предусматривает выбор наилучших из вариантов сценариев.
При всём многообразии в жизни будет реализован только один сценарий. И этот сценарий при практической реализации будет подвергаться всяческим испытаниям и неопределённостям, возникающим как из внешней среды, так и изнутри проекта Start Up. Для этого необходимо ещё на стадии планирования постараться увидеть максимум трудностей, с которыми придётся столкнуться, и предусмотреть устойчивость и жизнеспособность проекта. Для этого проект необходимо увидеть и описать в рамках жизненного цикла и нужно чётко представлять, в какой момент и благодаря каким мероприятиям он окупит инвестиции и выдаст ожидаемые результаты. Как только вы запустите свой Start Up, не стоит удивляться, что его результаты уже не «супер-продукт», и пора что то поменять.
Механизм изменений должен быть заложен в модель создаваемого бизнеса. Всё течёт и всё меняется. Каждый Start Up должен либо закончиться как проект, либо превратится в бизнес, действующий по другим законам — по законам бизнес процессов. Процессы — значит изменения. В сегодняшней нестабильной обстановке, которая побуждает бизнес к гибкости и переменам, требуется быстрая система поддержки принятия решений.