Елена Машукова, HR эксперт, аналитик компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры» рассказала о будущем HR и как эта сфера взаимодействует с цифровизацией в Первом Евразийском Деловом Журнале «Бизнес-Мир Казахстан».
— Елена, давайте начнем нашу беседу с трендов в HR, про которые твердят из года в год. Возможно, некоторые из них уже перестали быть трендами. Влияние каких из них остро чувствуется именно сейчас?
— Вы совершенно правы, все говорят о трендах, но далеко не все правильно используют полученную информацию. Итак, на сегодняшний день для Казахстана основные тренды в HR – это цифровизация и автоматизация HR-процессов. И это вполне логично, потому что дигитализация окружающего нас мира влечет изменения во всех сферах нашей жизни. В том числе трансформируется наше сознание, наше восприятие окружающей среды и методы потребления информации. Должна ли при этом меняться сфера управления персоналом? Безусловно! Сегодня мы имеем дело с большим количеством данных, нам просто необходимы эффективные способы их обработки, внедряя которые мы меняем процессы. К сожалению, пока сравнительно небольшой процент казахстанских компаний считает цифровизацию насущной потребностью. Ситуация на рынке управления человеческими ресурсами на данном этапе такова, что большинство компаний все еще находятся на функциональном уровне. Я имею в виду, что в таких компаниях HR-функции осуществляются, но системой это назвать трудно. Если же посмотреть на этот вопрос в разрезе эволюции HR-процессов, то конечно сначала идут функции найма, адаптации, обучения, мотивации персонала, а потом уже мы переходим к системному подходу, когда данные по этим выше перечисленным системам выстраиваются в аналитику, и становится понятно, как одна система влияет на другую. Когда работа ведется системно можно говорить о цифровизации и автоматизации HR-процессов. Поэтому я думаю, что говорить о трендах как о потребности для большинства компаний в Казахстане рановато. Можно сказать, что будущее уже наступило, но прошлое еще не ушло.
На западе есть тренд борьбы за таланты, там работодатели пытаются извернуться, чтобы привлечь новых и удержать старых сотрудников. Например, в США American Eagle, TransUnion и Clarins предлагают своим сотрудникам страховку Figo Pet, все это потому, что, оказывается, американцы тратят на своих питомцев более $60 млрд в год. А какие фишки придумывают компании в Казахстане, чтобы завлечь кандидатов?
– Борьба за таланты и в казахстанских компаниях идет все активнее. Во многих из них уже сейчас остро стоит вопрос, как привлечь наиболее ценных сотрудников, как их удержать и мотивировать.
Если говорить о фишках, которые применяют компании для удержания сотрудников, то их достаточно много: бонусы, обучение за счет компании, хорошая медицинская страховка и другие бенефиции, которые создают привлекательную среду для соискателей.
Но я буду откровенна и скажу, что в основном уделяют внимание этому вопросу крупные или иностранные предприятия, а также IT-компании. До понимания того, насколько важна роль сотрудников и что нужно удерживать таланты, большинство компаний малого и среднего и бизнеса еще не дошли. Но 100% компаний осознали роль кадровых ресурсов в их жизни, и это уже радует. Это значит, что первый шаг навстречу тому, чтобы предприятия стали больше заботиться о сотрудниках, сделан.
Вторые действуют с позиции силы, они доверяют своим сотрудникам, здесь все существуют в любви. Если нужно предоставить сотруднику день не в офисе – без проблем, главное ведь – чтобы работа была выполнена, а не место, где это будет сделано. В таких компаниях нет жестких рамок и графиков, зато есть общие командные цели, достигать которые легче за счет слаженности команды и отсутствия прессинга.
Такой простой пример ясно показывает, что заботиться о людях, с которыми работаешь, важно, ведь именно от них зависит результат.
Более подробно вы можете прочитать в журнале, перейдя по ссылке: http://businessmir.kz/wp-content/uploads/2018/09/Biznes_Mir_Kazahstan_77_web.pdf
Беседовала Адель Ануарбекова
“Бизнес-Мир Казахстан” №4(77), сентябрь 2018