Чаще всего риски у людей ассоциируются с форс-мажорным или финансовым крахом. Только появление новых конкурентов или перспективных технологий — тоже риски, и они не менее опасные. Одним словом, можно любые потенциальные угрозы не просто взять под контроль, но также превратить в новые возможности.
Рисками можно управлять, при этом следует помнить, их количество ежедневно увеличивается.
Многие полагают, что внимания достойны лишь три вида рисков: стихийные, финансовые и операционные. В условиях современного рынка самую большую угрозу приносят стратегические риски (именно они и предоставляют наиболее большие возможности). Вообще, считается, что существует семь видов стратегических рисков, которые могут стать причинами провала.
Отрасль. Если государству ослабить контроль в какой-нибудь отрасли, все игроки на этом рынке не смогут удержать позиции.
Технология. Новые технологии, на которые организации возлагают большие надежды, могут не оправдать никаких ожиданий.
Бренд. Репутация бренда может ухудшиться, и это повлечет снижение прибыли компании.
Конкуренты. Если на рынке появляются новые сильные игроки, они могут увести большую часть клиентов.
Клиенты. Если предпочтения клиентов изменяются, и организация не успевает реагировать, это может серьезно отразиться на прибыли организации.
Проекты. Важные проекты могут провалиться, вследствие чего компания может потерять свои позиции.
Стагнация. Если вдруг компания перестанет расти и развиваться, то ее ожидает провал.
Чтобы извлечь из рисков максимальную пользу и снизить их влияние на компанию, нужно спланировать, построить процесс отслеживания, оценки рисков, который предполагает следующие этапы:
— Определение видов стратегических рисков, которые угрожают бизнесу. На данном этапе рекомендуется выявить все причины возникновения и найти ответы на вопрос: «Почему данный риск повлияет на компанию?».
— Измерение значимости для компании выявленных рисков и их вероятности.
— Просчитывание возможностей, которые связаны с выявленными рисками.
— Составление плана действий.
Нужно обязательно назначить ответственного человека за мониторинг стратегических рисков. Это может быть даже финансовый директор. Главные лица не смогут уделять достаточно времени мониторингу. Финансовый директор сведущ в стабильности, а также финансовом состоянии. Именно он отлично разбирается в любых денежных потоках, тонкостях бюджетного процесса. Поэтому задача первого лица — убедить финансового директора эти новые обязанности взять на себя. Если это удастся — организация сделает свой первый шаг к превращению рисков в реальные возможности для развития.
Снизить стратегические риски невозможно, проделав лишь одно действие. Требуется целый комплекс специальных мероприятий:
- Технологические мероприятия
- Проектные
- Связанные с клиентами
- Связанные с конкурентами
- Связанные с брендом
- Отраслевые
- Стагнационные
Существуют ошибки, которые мешают компаниям делать из рисков возможности. Нужно быть осторожными, так как проиграть может даже успешная организация, если руководство допустит такие ошибки:
- Побоится смотреть в лицо реальности.
- Не сможет дать отказ старым и проверенным продуктам, процессам и т.п.
- Побоится потратить деньги.
Если внедрить хотя бы какую-то часть из практик, компания сможет уверенно смотреть в будущее. Это можно отнести ко всем организациям, даже которые считают, что имеют позиции настолько сильные, что занятия мониторингом стратегических рисков не имеют смысла. Ведь стратегические риски опаснее, когда компания становится лидером и достигает пика успеха.