Психологическое воздействие кредитных карт

Еще несколько лет назад большинство людей использовали кредитные карты исключительно для получения зарплаты.

При этом все действия по кредитным картам сводились лишь к одному — походу к банкоматам и к снятию наличных денежных средств.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Кредитные карточки все чаще используют в расчетах при покупке товаров: в продуктовых супермаркетах, в магазинах одежды, при покупке крупной маленькой игрушки ребенку или крупной бытовой техники. Почти везде имеются платежные терминалы, которые помогают произвести оплату с помощью кредитки по безналичному расчету.

Согласитесь, не очень удобно, когда берешь с собой большие суммы денег. А произвести оплату может понадобиться в любой момент, при этом риск потери денег самый минимальный. Если учесть, что при расчетах кредитками покупатели могут из установленного лимита брать деньги в кредит, получать бонусы, дополнительные скидки или принимать участие в приятных акциях, тогда использование кредиток становится максимально оправданным и привлекательным.

Только при всех преимуществах кредитных карт, они имеют еще и недостатки, правильнее, даже будет сказать, опасности, к которым следует относиться очень внимательно. Дело даже не в кредитных карточках, а в возможностях, представляющихся человеческой психологии.

Когда человек решает завести кредитную карточку, он заполняет заявление и уже через несколько дней получает новенькую кредитку. В первое время он использует ее не слишком часто: вдруг однажды он забудет снять наличные деньги, можно использовать свою карточку, чтобы расплатиться в супермаркете; а может быть, у него сломается холодильник, он также сможет воспользоваться своей кредитной картой при покупке бытовой техники.

В первые несколько месяцев человеку всегда удается полностью расплачиваться по счетам. Практически никто из клиентов не заводит кредитную карточку с такой мыслью: «Я буду использовать свою карту, чтобы покупать те вещи, которые мне не по карману». Но зачастую это длится недолго.

Читайте также:  Бизнес в стиле Кайзен

Главная проблема кредиток — это причина, по которой людям нравится «резать их на кусочки». Она заключается в том, что все кредитные карты подталкивают человека принимать неверные финансовые решения, но с ними противостоять соблазнам намного сложнее, поэтому люди тратят деньги, которых они не имеют. Только все эти «транжиры» совсем не отрицают происходящего. Ведь они прекрасно знают о имеющихся серьезных проблемах с долгами, о том, что необходимо выплачивают по ним большие проценты.

Наблюдения специалистов фиксируют важную особенность кредитных карт. Обстоятельство того, что карточки изготовлены из пластика, в корне меняет модель трат, видоизменяют расчеты, которые лежат в основе финансовых решений. В момент, когда мы покупаем что-либо за наличные деньги, покупка включает в себя значимую потерю, то есть кошелек в буквальном смысле становиться легче.

Многие считают, что безналичные деньги тратить намного легче. На первый взгляд это поведение лишено какого-то смысла. Если учитывать завышенные процентные ставки компаний, которые обслуживают кредитные карты, то рациональные потребители должны были бы уходить в долги только в самых крайних случаях. Выплата процентов — обязательный элемент кредитования, да еще и дорогое удовольствие.

Проблема с кредитными картами заключается в том, что карты паразитируют на опасных недостатках нашего мозга. Данный дефект связан со всеми нашими эмоциями, склонными оценивать немедленную выгоду по сравнению со всеми будущими проблемами. Наши чувства взволнованы перспективой вознаграждения, только они не могут разбираться с долгосрочными финансовыми последствиями этого решения.

Широкое распространение кредитных карточек выявляет иррациональность человеческого рода. Но даже когда человек ориентируется на долгосрочные цели, как, например, пенсионные сбережения, его сбивают с толку различные мимолетные соблазны. Импульсивные эмоции человека заставляют покупать то, что ему не по карману.

Читайте также:  Генерация новых идей

Понимание схемы работы соблазна — это одна из практических задач, которые встает перед психологами, изучающие механизмы принятия решений. Когда у человека есть возможность получить подарочный сертификат, у него сразу активизируются области мозга, отвечающие за эмоции (такие области как дофаминовая система и ядро среднего мозга). Именно эти клетки руководят человеком и советуют взять, даже если он не может ее себе позволить, или увеличить размер долгов, когда ему нужно откладывать накопления. Все клетки хотят немедленной награды.

Банки постоянно работают над активным развитием кредитных программ, кредиты доступны широкому кругу людей, независимо от их доходов. Банки предоставляют возможность легко реализовывать свои желания. Автокредитование, кредитование жилья, потребительские кредиты прочно вошли в современную жизнь. Такие программы, действительно помогают многим людям, но в то же время, большая часть еще не готова к таким соблазнам кредита.

Не нужно забывать, что целью банка, как и любых других коммерческих организаций, является получение прибыли. Никто не предоставит деньги просто так. Полученные средства необходимо обязательно возвращать с учетом процентов.

Не нужно отказываться от использования кредиток или кредитов, нужно рационально оценивать свои потребности и возможности.