Какой он, идеальный лидер? Что приходит вам на ум?
Наверное, многие представили себе человека, который никогда не позволяет себе “взорваться”, несмотря ни на какие проблемы, с которыми он сталкивается.
Вы, может быть, подумали о человеке, имеющем полное доверие своего коллектива, всегда говорящего спокойно, прислушивающегося к мнению своей команды. С этим человеком всегда легко поговорить, и он всегда принимает осторожные и взвешенные решения.
Также хороший лидер обладает высокой степенью эмоциональной отзывчивости.
В этой статье мы рассмотрим, почему эмоциональная отзывчивость имеет столь высокое значение для лидера, и то, как вы можете увеличить свою отзывчивость, как лидер.
Эмоциональная отзывчивость – это способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции людей рядом с вами. Люди с высокой степенью эмоциональной отзывчивости обычно знают, что они чувствуют, что это значит, и какое влияние их эмоции могут оказать на других.
Эмоциональная отзывчивость является основой успеха. В конце концов, кто чаще добивается успеха?Лидер, кричащий на свою команду под воздействием стресса, или лидер, держащий себя в руках и спокойно оценивающий ситуацию?
Согласно американскому психологу ДэниелуГолмену, популяризировавшему термин Эмоциональной Отзывчивости(ЭО), существует пять основных элементов ЭО:
1. Самосознание
2. Самоопределение(саморегуляция)
3. Мотивация
4. Сочувственность
5. Навыки коммуникации
Чем больше вы, как лидер, развиваете в себе 5 этих качеств, тем выше ваше мастерство в ЭО. Давайте рассмотрим каждый элемент подробнее, чтобы было ясно, каким образом можно стать лучше.
Самосознание
Если вы обладаете самосознанием, то вы всегда знаете свои чувства, ощущения, предчувствия. И вы знаете, как ваши действия и эмоции могут повлиять на людей вокруг вас. Будучи сознательным, когда вы на позиции лидера, означает, что вы имеете четкую картину всех сильных и слабых сторон.
Улучшить свою осознанность можно многими путями. Выделим два.
Ведение дневника. Дневники могут помочь вам понять себя. Если вы уделяете хотя бы пару минут в день на запись своих мыслей, то это может помочь вам поднять ваше самосознание на новый уровень.
Замедление. Когда вы испытываете гнев или другие сильные эмоции, попробуйте замедлить себя, чтобы разобрать почему. Запомните, неважно в какой ситуации вы окажитесь, вы всегда можете выбрать, как среагировать на неё. Ваши эмоции могут быть подсказками в предстоящей ситуации.
Самоопределение (саморегуляция)
Лидеры, которые регулируют себя, гораздо реже нападают на других, совершают резкие и эмоциональные решения, вешают ярлыки на людей, жертвуют своими ценностями. Если самосознание направлено на изучение себя, то саморегуляция имеет прикладное направление. Саморегуляция подразумевает собой умение держать себя в руках.
Этот элемент ЭО, согласно Голмену, также способствует “гибкости” лидера и личной ответственности.
Как можно улучшить данный навык?
Знайте свои ценности. Как вы думаете, в каком случае вы ни за что не пойдете на компромисс? Вы знаете, что наиболее важно для вас? Уделите время изучению своего “кодекса чести”. Если вы знаете что наиболее важно для вас, то вы не наверняка не будете тратить много времени на принятие сложных решений, связанных с этической и моральной стороной вопроса.
Будьте ответственны перед собой. Если вы привыкли обвинять других, когда они что-то делают не так, то лучше всего вам остановиться. Обязуйтесь признаваться себе в своих ошибках и встречаться с последствиями неверных решений, какими бы они ни были. Это отличный способ достижения уважения в обществе и хорошего сна.
Учитесь покою. Следующий раз, встречаясь с определенной ситуацией, будьте внимательны к тому, как вы себя ведете. Снимаете ли вы стресс тем, что кричите на кого-то? Практикуйте дыхательные техники для успокоения. Старайтесь записывать в вышеуказанном дневнике все негативные вещи, которые вам хотелось бы высказать, а затем похороните и выбросите. Выражение этих эмоций на бумаге гораздо лучше, чем поделиться этим с вашей командой.
Мотивация
Лидеры, мотивирующие себя сами, работают соответственно своим успехам и имеют очень высокий уровень стандартов по отношению к своей работе.
Как вы можете мотивировать себя более эффективно?
Подумайте лишний раз, зачем вы все это делаете. Очень легко забыть, что вам нравится в вашей работе. Поэтому иногда просто необходимо остановиться и ещё раз вспомнить, а почему вы так хотели эту работу? Попробуйте найти, как минимум пять причин. Часто, исходя от истока, можно увидеть ситуацию совсем в другом русле.
Знайте, где вы и на чем стоите. Попробуйте определить, насколько вы мотивированы для того, чтобы быть лидером. Вполне возможно, что это даже и не нужно, быть лидером, ибо желание человека имеет свойство быть навязанным, особенно в наше время, когда модно быть боссом.
Подавайте надежды и ищите положительные стороны. Мотивированные лидеры обычно оптимистичны, и не важно, с чем они сталкиваются. Сталкиваясь с очередной сложной проблемой, старайтесь находить в них свои плюсы, их можно найти даже в поражении. Это может быть новый маленький контакт или что-то, послужившее хорошим уроком. У каждой монеты есть две стороны.
Сочувствие
Для лидера умение поставить себя на место другого крайне важно для управления успешной командой или организацией. Лидеры, обладающие сочувствием, могут поставить себя в чью-либо ситуацию. Они развивают людей в своей команде, выявляют тех, кто играет не по правилам, дают конструктивные ответы и готовы выслушать тех, кому нужно выговориться.
Если вам нужны лояльность и уважение вашего коллектива, покажите им, насколько вы способны примерить на себя их шкуру. Как можно улучшить этот навык?
Примерьте на себя чужую шкуру. Это легко, отстаивать свою точку зрения, ведь она, в конце концов, ваша! Но все же попробуйте посмотреть с других сторон, не только со стороны просителя.
Следите за невербальными знаками. Может быть, что когда вы слушаете кого-то, то ваши руки скрещены(банальная защитная поза), ноги двигаются туда-сюда, вы прикусываете губу. Все эти знаки могут говорить другим о том, что вы не хотите их слушать, не уделяете достаточное внимание, и в каждый момент норовите вставить свои 5 копеек. Изучение языка тела может также помочь и вам выявить настоящие мысли ваших сотрудников и бизнес-партнеров.
Коммуникабельность
Люди, которые хорошо держат себя в этом аспекте ЭО, являются отличными собеседниками. Они одинаково открыты к тому, чтобы слышать как хорошие, так и плохие новости. Умение принимать плохие новости очень важно. Поведение “убить гонца, принесшего плохую весть” просто отстранит лидера от коллектива, тем самым создав слепое пятно в общем видении рабочего процесса.
Лидеры, обладающие хорошими коммуникационными навыками, хороши в дипломатичном разрешении конфликтов. Что же необходимо коммуникабельному лидеру?
Устранение конфликтной ситуации. Лидеры должны знать, как разряжать конфликтные ситуации между членами их команды, заказчиками, партнерами. Умение устранять конфликтны, жизненно необходимо для достижения успеха.
Учитесь комплиментам. Как лидер, вы можете получить лояльность вашей команды простым путем комплиментов, когда надо. Умение делать комплименты – искусство.
Финал
Благодаря многим событиям и полученному опыту, лидеры должны понимать то, как их эмоции и действия влияют на их окружение. Чем лучше лидер относится и работает со своей командой, тем успешнее он будет.