Эмоциональный интеллект как ключевая компетенция лидера

Людям нужны были определенные умения и навыки для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. Одной из важных компетенций настоящего, и возможно будущего, является эмоциональный интеллект.

Почему эмоциональный интеллект так важен?

Эмоциональный интеллект – способность правильно истолковывать эмоции, которые испытываешь сам и окружающие, а также умение ими управлять.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве. Высокого интеллекта и профессиональных навыков уже недостаточно, чтобы мотивировать других людей делать свою работу более эффективно.

Дэниел Гоулман провел исследование среди руководителей почти 200 компаний. И обнаружил, что эмоциональный интеллект в 2 раза важнее IQ и технических способностей для достижения результатов.

Чем лучшие руководители отличаются от обычных?

На 90% различия между лучшими топ-менеджерами и остальными руководителями определяются именно EQ. Согласно Гоулману, эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самосознания, самоконтроля, мотивации, эмпатии и социальных навыков.

Пять компонентов эмоционального интеллекта

Самосознание – это понимание собственных эмоций и их эффекта на окружающих. Обладающие самосознанием лидеры уверены в себе и честны. Поэтому они реалистично оценивают свои сильные и слабые стороны. И конечно, могут обсуждать их с остальными, зачастую сопровождая это самокритичным юмором.

Самоконтроль – это способность управлять деструктивными импульсами, думать, прежде, чем действовать. Научившиеся самоконтролю люди, обычно надежны. Поэтому они легко справляются с неопределенностью, не спешат с выводами и открыты новому.

Мотивация – это желание энергично и упорно трудиться не только ради денег или статуса. Быть мотивированным значит быть целеустремленным, оптимистичным и разделяющим цели своей компании.

Эмпатия – это способность понимать эмоциональные нужды других людей. И относится к ним соответствующим образом. Лидеры, наделенные эмпатией, хорошо развивают и удерживают таланты. Соответственно обслуживают клиентов, потребителей на высоком уровне. А также понимают тонкости кросс –культурных коммуникаций.

Читайте также:  Что такое выгорание сотрудников и что с ним делать?

Что включают в себя социальные навыки?

Социальные навыки включают в себя такие действия, как: налаживать отношения, создавать сети знакомств, устанавливать взаимопонимание и находить общие интересы. Благодаря социальным навыкам лидеры становятся более убедительными и успешно осуществляют изменения. И поэтому, нет сомнения в том, что лидерам необходим интеллект, развитые технические навыки. Но этого недостаточно. Лучшие руководители должны обладать пятью составляющими эмоционального интеллекта или развивать их.

Человек — общественное существо, чьи результаты труда, доход и ощущение счастья в значительной мере зависят от общения с другими. Неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда в коллективе, создает конфликтную атмосферу подрывает мотивацию, провоцирует враждебность и безразличие.

Мерой силы или слабости эмоциональной компетенции лидера является степень умения максимально раскрывать таланты людей, которыми он руководит. Владение ситуациями, связанными с проявлениями эмоций, требует умения выстраивать эффективные взаимоотношения, способность улаживать конфликты, внушать доверие, достигать взаимопонимания, внимательно слушать и аргументированно убеждать.

Руководители, способные извлекать пользу из эмоций (даже негативных, таких, как страх или гнев) создают более сильные команды и принимают лучшие решения. Развивая в себе такие способности, как самосознание, понимание точки зрения других людей, лидер становится именно тем человеком, которому все готовы доверять.

Оксана Власенко,

HR консультант

компании “Дмитрий Чуприна & Партнеры”