Как сохранить команду в кризис? Интервью с HR экспертом и аналитиком Еленой Машуковой

Как сохранить команду в кризис? Пандемия коронавируса и нестабильность политической обстановки в КР ударили по бизнесу во многих отраслях. Трудности коснулись и крупных компаний, и небольших фирм, которым и без этого было сложно закрепиться на рынке. Партнеры из https://kundemi.kg/ поговорили с HR-экспертом одного из консалтинговых агентств Еленой Машуковой. Компания работает с Кыргызстаном, Россией и Казахстаном. Наш HR эксперт  и аналитик рассказал, что нужно делать для переориентации бизнеса и сохранения команды.

-Как бизнесу «вынуть голову из песка» и начать восстанавливать свои позиции после карантина и политической неразберихи?

Эта задачка с очень многими неизвестными. У каждой компании, конечно, своя ситуация.  У кого-то упали продажи, кого-то подвели поставщики сырья из других стран. Пандемия, надо признать, повлияла на потребительский спрос. Сейчас покупают совершенно не те продукты, не в той комплектации и не с той подачей. Если после карантина, в сентябре, некоторые потихоньку начали вставать на ноги, то «революция» снова напугала. У нас такие события, как правило, сопровождаются мародерством. Как будто бы это единственная возможность у этих нищих людей что-то себе взять. То есть они живут по принципу «отними у богатых и будет тебе счастье». Поэтому, конечно, все спасали свои бизнесы, мониторили ситуацию, вывозили товары. Если компании работали, то укрепляли охрану. Это дополнительные расходы. И сейчас предприниматели встают перед сложным выбором «Куда двигаться дальше и на что?». Скажу так: если у вас упали продажи, нужно сделать «пересборку продаж». Это значит – поработать с продуктами. Задайте себе вопросы: удовлетворяют ли они спрос покупателя? Стоит ли их дополнить услугами? Может сделать коллаборации с другими бизнесами? Может поменять каналы сбыта? Карантин и «революция» вымыли все жирки из экономики, а она у нас и так без жира.

Читайте также:  Почему специалисты отдела кадрового делопроизводства снова востребованы

-А если ответы на все эти вопросы и решения упираются в деньги, которых нет, и надеяться на чудо не приходится, насколько руководителям нужно быть честным с сотрудниками? Стоит ли делать вид, что все хорошо, чтобы не сеять панику? 
 
-Мы за честность всегда! Честность позволяет ситуации быть ясной, а сотрудникам что-то предпринять. И так у всех стресс. В такие моменты мы обладаем туннельным мышлением и поддаемся страхам и тревожности. Говорят, что стресс длится 90 секунд. Так вот в таких ситуациях стресс пролонгируется. И хоть мы и прячем это за улыбкой, это ничего не меняет. Поэтому задача руководителя поговорить с персоналом и вместе отработать эти «90 секунд». В нашей компании мы сделали такую сессию и задали себе вопрос «Чего мы боимся?». Оказалось, есть страх невозможности выплаты зарплаты, страх потери команды. И когда мы проговорили все это вслух, стало значительно легче.

– После того как сотрудники и руководство поговорили «по душам», что делать дальше?

-Вопрос «Что делать?» упирается в «Как придумать стратегию?» – когда ничего непонятно. Раньше мы использовали понятные схемы: поменять рынки сбыта, поработать над географическим расширением и т.д. Сейчас это не работает. Стоит применять метод сценарного планирования – это когда в ситуации неопределенности ты находишь «драйверы», то есть движущие силы. К примеру, переход в онлайн. Хочешь – не хочешь, но если тебя закрыли дома, то ты будешь приспосабливаться.  От этого и стоит плясать. Все что происходит в мире это «фактс оф френдли» – то есть они не добрые и не злые, они просто есть. Чем раньше мы их примем, тем успешнее можем стать.

Читайте также:  HR как бизнес-партнер и почему мы рекомендуем привлекать консультантов?

-А есть смысл нанимать кризис-менеджера? 

-Кризис менеджера нужно звать, когда есть время. Когда мы понимаем, что наши продукты, услуги и сотрудники нас заведут в тупик через пару лет, тогда мы берем кризис-менеджера. Это специалист, который видел много компаний, и он незамутненным взглядом посмотрит на ваших сотрудников, процессы и продукты. Он сделает исследования и только потом даст «рецепт». Но когда ты столкнулся с кризисом лицом к лицу, то это время собственника и тех людей, которые вокруг него. Если команда сможет сплотиться на фоне общей беды, если команда активизируется – тогда все будет хорошо. Нет времени понимать, разбираться и делать диагностику.

– Что в кризис может мотивировать сотрудников?

– Честность и диалоги. Стоит разговаривать и обсуждать все моменты. Если руководитель принимает непопулярные решения – переход с оклада на сдельную зарплату, то только в обсуждении с командой. Когда сотрудников вовлекаешь в беседу – они дают ценные советы. Если этого не делать, произойдет «брожение».

-Насколько актуальны сейчас тимбилдинги и какие-то мероприятия для сплочения команды?

-У нас был бум на тимбилдинги в сентябре. После карантина люди хотели встряхнуться, они соскучились друг по другу. Все отпустили ситуацию. Но сейчас это может показаться «пиром во время чумы». Если есть неопределённости, то тимбилдинги не нужны. Они не позволяют друг другу честно посмотреть в глаза. Мы предлагаем сессии, направленные на «разгребание» ситуации и проработку страхов.

-Никто не знает, как сложатся обстоятельства с коронавирусом, будет ли вторая и последующие волны. Есть ли рецепты эффективного управления людьми на «удаленке»?

-Первое, что нужно сделать – договориться. Например: «Мы в будние дни работаем с 9:00 до 18:00. Если я звоню, вы должны взять трубку. Если вы не взяли, значит вы не на работе».

Читайте также:  Базовая HR школа в Бишкеке: последние три дня пролетели со скоростью света...

Материал использован на базе https://kundemi.kg/